пятница, 16 ноября 2018 г.

Развитие у детей образного мышления и воображения через слушание классической музыки и рисование

   Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в тоже время сложных для детей музыкальных видов деятельности. Очень важно научиться оценивать музыку точно также, как люди учатся читать и писать. Каждый человек по-своему проявляет интерес к музыке и увлечение ею, отдает предпочтение какому – либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению.
   На занятиях по слушанию музыки дети приобретают самый большой по сравнению с другими ее видами объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее и эмоционально сопереживать.

   В целом восприятие классической музыки, этого сложного, многоуровнего явления, представляет для дошкольников большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, а с другой, с возрастными особенностями ребенка – дошкольника. Детям дошкольного возраста с их преимущественно наглядно – образным мышлением и неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный, развивающийся во времени образ. Поэтому им нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.
   В связи с этим, организация работы с детьми по слушанию музыки предусматривает:
-       Специальный подбор музыкального материала
-       Использование адекватных возрасту методов работы с ним
-       Использование других видов музыкальной деятельности (упражнение, танец, оркестр и др.)
-       Использование различных видов художественной деятельности детей, произведений изобразительного искусства
   Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы опирается на более доступное для него изобразительное искусство, является весьма продуктивным. Переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребенку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального материала должен осуществляться на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста. Главной задачей, как и в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.
   Для занятий по слушанию музыки можно выделить три возрастных периода:
1.      От 2-х до 3-х лет. В этом возрасте малыши различают общее настроение, характер музыки. В силу неустойчивого внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения.
2.      От 3-х до 5-ти лет. В этом возрасте для детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий.
3.      От 5-ти до 7-ми лет. В старшем дошкольном возрасте дети слушают более сложные музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало.
В нашем детском саду наряду с использованием традиционных видов музыкальной деятельности – пения, движения, игры на музыкальных инструментах, ведется кружок «Музыкальная карусель» (начиная со второй младшей группы), главной целью которого является приобщение детей к миру классической музыки. Занятия в кружке способствуют развитию у детей музыкальной культуры.  
   Дети знакомятся с жанрами музыки, с инструментами симфонического оркестра, с биографией композиторов, учатся анализировать музыку, говорить о ней, что способствует развитию речи. Занятия в кружке проводятся во взаимосвязи с изо-деятельностью. Такая модель восприятия музыки с опорой на изо-деятельность вызывает эмоциональный отклик у детей.
   В повседневных занятиях эффективными для формирования интонационно – слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:
-       Сопоставление музыкальных произведений, контрастных произведений одного жанра, контрастных произведений, передающих разные чувства и настроения.

-       Использование карточек «цвет – настроение».
-       Использование музыкально – дидактических игр для закрепления пройденного материала.
-       Рассматривание репродукций картин художников для более полного восприятия музыкального образа.
-       Тематическое рисование с детьми по мотивам рассмотренных картин и прослушанных произведений.
Постепенно, при систематическом слушании музыки, вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой.

26 комментариев:

  1. Огромная благодарность за интересный, содержательный материал! Получил большое удовольствие, познакомившись с Вами. Надеюсь на дальнейшее творческое взаимодействие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, тоже надеюсь на дальнейшее творческое взаимодействие

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга! Могут ли родители или педагоги, не имеющие музыкального образования, проводить такие занятия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, здравствуйте! Думаю педагоги и родители (при большом желании) смогут, только будет требоваться больше времени на подготовку к таким занятиям (особенно у родителей без музыкального образования)

      Удалить
  3. Очень интересный материал!Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Хорошее пополнение методической копилки новыми приёмами

    ОтветитьУдалить
  5. Узнала много нового! Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  6. Ольга, здравствуйте!
    Интересна ли современным детям классическая музыка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Отвечаю на ваш вопрос: если вас смущает классическая музыка в первоначальном исполнении, то можно найти классическую музыку в интересных обработках. Причем для разного возраста одно и то же произведение можно подобрать в различных вариантах. Поверьте, вы не будете разочарованы!

      Удалить
  7. Очень полезная и нужная информация. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга, прекрасные методические приемы, будут полезны не только муз.руководителю, но и воспитателям!

    ОтветитьУдалить
  9. Вы используете очень интересные приемы для организации деятельности детей на музыкальных занятиях! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  10. Ольга, интересная и полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  11. Sands Casino Online - Situs Judi Slot Online Deposit Pulsa
    Play septcasino at Sands Casino online for a 메리트 카지노 쿠폰 chance to win real money playing SLOT, baccarat, and blackjack. Situs slot online 온카지노 deposit paling terbaik yang mempunyai

    ОтветитьУдалить
  12. Wynn Casino - Mapyro
    Wynn Palace is the most flawless casino in Las Vegas and right behind the MGM Grand Hotel, Wynn and 김천 출장안마 Encore. The 보령 출장마사지 casino has a variety of games and a 제주도 출장마사지 variety 목포 출장마사지 of 이천 출장샵

    ОтветитьУдалить